Блог BeCBT

Что значит «Внутренний Ребенок»?

Субличность внутренний ребенок
Вы когда-нибудь испытывали сильные негативные переживания, не адекватные конкретной ситуации?

Например, когда вам сказали что-то объективно нейтральное, но вы почувствовали тревогу, одиночество и покинутость, или гнев в ответ на безобидную шутку/замечание. В такой момент вы оказываетесь в состоянии, которое напоминает чувства и поведение маленького ребёнка.

Состояние, когда вы чувствуете себя любимым, сильным, защищённым и связанным с другими людьми, легко проявляете спонтанность, тоже похоже на чувства и поведение ребёнка, но ребёнка счастливого и любимого. Эти состояния и называют «Внутренним Ребёнком».

Психика человека — хранилище различных состояний, которые проявляются в разные моменты времени. Эти состояния в зависимости от терапевтического направления называются по-разному: субличности, состояния, части или режимы.

Углубимся в вопрос и рассмотрим его с точки зрения схема-терапии.

Ключевой концепцией в этом подходе является концепция Режима. Режимы — это стереотипы когнитивной оценки ситуации, поведенческого и эмоционального реагирования, когда мы интерпретируем какие-то ситуации и реагируем на них не осознанно, а автоматически, и нам трудно осуществлять контроль.

Какие бывают Режимы?

Проблемные (дисфункциональные) режимы, связанные с тем или иным неприятным опытом в детстве/юности, и здоровые (функциональные) режимы. Дисфункциональные режимы делятся на детские, родительские и копинговые режимы. Функциональные режимы — это режим Здорового Взрослого и режим Счастливого Ребёнка.

Остановимся на детских режимах.

Это Уязвимый Ребёнок, Рассерженный Ребёнок и Импульсивный Ребёнок.

Уязвимому Ребёнку свойственны грусть, тревога, чувства одиночества, беспомощности, стыда, покинутости. Рассерженному Ребёнку — гнев, отвращение. В режиме Импульсивного Ребёнка человек действует под влиянием сиюминутных желаний без учёта последствий.

Эти режимы возникают в связи с нарушением базовых потребностей в детстве: в любви, внимании, безопасности, реалистичных границах, автономии, возможности выражать свои чувства и играть. Взрослый человек, находясь в детских дисфункциональных режимах, видит в текущей ситуации угрозу базовым человеческим потребностям, хотя объективно ситуация не несёт никакой угрозы.

Есть и режим Счастливого Ребёнка. В этом режиме человек испытывает радость, удовольствие, веселье, способен быть спонтанным, играть с детьми, дурачиться, ощущать безопасность, чувствовать себя любимым, автономным, понимать свои чувства и свободно выражать их.

Одна из целей психотерапии — исцелить Уязвимого Ребёнка, дать ему поддержку, заботу, чувство безопасности, чтобы постепенно человек научился воспринимать жизненные ситуации и реагировать из режимов Здорового Взрослого и Счастливого Ребёнка, быть внимательным к своим потребностям и удовлетворять их здоровым способом.
Статьи