Блог BeCBT

Ребенок не хочет учиться. Как его увлечь?

Хочется сразу отметить, что обещаниями увлечь ребенка в случае его нежелания учиться очень часто пользуются разнообразные коммерческие педагогические организации и разнообразные центры так называемого раннего развития, которые обещают всё сделать красиво, без стрессов, играючи. Но они, как правило, не предлагают разобраться, почему ребенок не хочет учиться. А ведь именно от этого вопроса зависит ответ на вопрос «что делать?».

Сначала нужно понять, о каком возрасте ребенка идет речь. Если учиться не хочет первоклассник, то здесь работать нужно в направлении адаптации к школе.

Адаптация к школе

Адаптация – достаточно непростой процесс, поскольку жизнь ребенка с момента его поступления в школу становится другой. Дома или в детском саду к нему не предъявляли тех требований, которые стали предъявлять в школе. Взять хотя бы то, что ребенок более получаса должен теперь усидеть на одном месте, и прикладывать такие усилия ему придется не менее трех раз в день.

Ведущая деятельность у детей, поступивших в первый класс, игровая, но именно во время обучения в первом классе она должна смениться на учебную - а это непросто. Ресурса у ребенка будет уходить гораздо больше, нежели это было в детском саду или дома. В связи с этим нежелание учиться может быть связано, в первую очередь, со спецификой адаптации, с тем, что привыкая к новым условиям, ребенок может переутомляться. Кроме того, нельзя забывать, что для ребенка это новая коммуникативная среда, а значит, новый стресс. Даже к самому хорошему коллективу требуется привыкание.

Ключевую роль в первом классе школы выполняет учитель. Если по каким-то причинам контакт педагога и ученика состоялся непродуктивно, это также может сказываться на адаптации. Родителям важно помнить, что по возможности они должны быть в альянсе с педагогом, а не противопоставлять свое мнение его авторитету.

Отметки

При переходе во второй класс, когда адаптация к школе уже должна состояться, возникает новый фактор риска – отметки. В первом классе их не было, успехи детей отмечали звездочками и смайликами. А теперь появились обычные, стандартные отметки. И тот результат, который раньше мог восприниматься как незначимое событие и не был поводом для расстройства, теперь и ребенком, и родителями может восприниматься совершенно по-другому. Может меняться самооценка ученика.

Важно то, как к отметкам относится классный руководитель и коллектив, а также родители учащихся. Чтобы лишний раз не провоцировать ситуацию и не портить самооценку у ребенка, очень не рекомендуется обсуждать успеваемость детей в разнообразных родительских чатах. А это, к сожалению, редкостью не является. Таким образом, из родительского чата, где взрослые обсуждают эту информацию, она начинает поступать к детям.

Иногда родители обсуждают при детях педагогов, других родителей и одноклассников, транслируя таким образом ребенку свое представление. Если родители при ребенке пренебрежительно отзываются о педагоге, то вряд ли ребенок захочет у него учиться. Как можно хотеть учиться у того, кого не уважаешь ты и твои родители?

Готовность к школе

От родителей периодически можно услышать следующие фразы: «мой ребенок не учится, потому что учитель его не увлек», «ребенку скучно на уроке» или «моему ребенку тяжело делать эти задания, они ему неинтересны». Первые 5-10 минут от начала урока ребенок должен прислушаться к тому, что говорит и показывает учитель.

Если же ребенок приходит на урок и сразу начинает заниматься интересными для себя делами (играть в мобильный телефон, катать машинку по парте, расчесывать куклу, есть принесенный бутерброд и так далее), это говорит не о том, что учитель не увлек ребенка, а о том, что ребенок пришел в школу либо эмоционально незрелым, либо с несформированными социальными навыками, либо и с тем и с другим.

Раннее развитие

Очень часто бывает и так, что ребенок, придя в младшую школу после посещения разнообразных центров раннего развития, первый год в школе просто скучает. А скучает он потому, что эти темы ему неинтересны, он с ними познакомился еще до школы. Чем будет занят такой ребенок на уроке? В лучшем случае он будет сидеть тихо и заниматься чем-нибудь, не отвлекая других. Но, как правило, в реальной жизни он будет пытаться развлечь себя при участии соседей.

На протяжении обучения в первом классе он искренне считает, что он всё знает. Разумеется, дополнительных усилий к учебе такой ребенок не прикладывает. Но главная ловушка поджидает его во втором классе, когда начинаются оценки. Потому что ощущая себя звездой на фоне остальных, ребенок очень часто свои знания не подкрепляет, и к моменту перехода во второй класс накопленные знания очень часто утрачиваются.

Если ребенок отстает, ему тяжело находиться в позиции догоняющего, в результате чего у него снижается самооценка и падает интерес к учебе. Эмоционально-волевая сфера у ребенка формируется только при выходе из зоны комфорта. Детям очень часто не нравятся те занятия, где надо прикладывать усилия или которые им трудно даются, однако для того, чтобы сделать что-то хорошо, придется потрудиться.

Стараясь не выводить ребенка из зоны комфорта, родители говорят: «Ребенку тяжело – не надо, чтобы он расстраивался. Давайте придумаем так, чтобы этому можно было научить в игре. У ребенка не должно быть стрессов». Таким образом складывается прекрасная база для того, чтобы пусть даже внешне успешный в начальной школе ребенок расхотел учиться в классе, например, пятом, где выйти из зоны комфорта придется по причине увеличенной нагрузки и перехода на предметное обучение.

Секции и кружки

Еще один фактор, из-за которого ребенок может расхотеть учиться — это «передозировка» разнообразными секциями и кружками, часть из которых ребенку бывает навязана родителями. Ребенок переутомляется, начинает капризничать, может ухудшаться его поведение. Очень важным диагностическим признаком утомления у детей до 10 лет является возвращение к игровой деятельности, когда ребенок либо стал играть больше, чем положено, либо вернулся к давно забытым игрушкам.

Формирование учебной мотивации – это мультифакторный процесс, и для того, чтобы он был сформирован результативно, все 3 участника (учитель-родитель-ребенок) должны делать всё необходимое в рамках своей ответственности. Ребенок должен быть активно включен в данный процесс, а не представлять из себя некую марионетку или робота, которому дают задание и управляют им.

Одним из самых демотивирующих факторов является то, что ребенку не прививается такое понятие, как ответственность. В таком случае ребенок будет с ранних лет осваивать науку манипуляции, и искать не способ решения задачи, а то, на кого ее переложить.
Статьи Техники