Блог BeCBT

Здоровый ребенок. Как спорт влияет на развитие детского мозга?

Как спорт влияет на работу мозга?
Физическая активность способствует развитию высших психических функций у детей и подростков, таких как память, внимание, мышление и других, а ее отсутствие может привести к трудностям в учебе и снижению успеваемости.

Современные дети стали двигаться намного меньше, так как на смену подвижным “дворовым играм” - пряткам, салочкам, классикам и другим, пришли компьютерные, которые не требуют активного подключения тела.

Следствие недостатка физической активности - это увеличение неврологических патологий и отклонений в развитии речи у детей, а также снижение успеваемости. Последнюю проблему зачастую пытаются решить с помощью репетиторов и посещения центров раннего развития, однако увеличение учебных часов - не гарантия высоких результатов, ведь для усвоения материала мозгу необходимо питание и стимуляция.

Комбинирование интеллектуальной и физической нагрузки - лучшая стратегия для гармоничного развития ребенка.

Как физическая активность влияет на развитие детского мозга?

Физические упражнения связаны с развитием когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста. В этот период активно формируется лобная кора головного мозга, отвечающая за речь, контроль поведения, регуляцию эмоций, внимание, память и другие высшие психические функции. Регулярные физические упражнения стимулируют рост нервных клеток и синапсов в головном мозге. Это приводит к увеличению объема серого вещества в областях, ответственных за память, внимание и когнитивные способности. Вместе с этим, физическая активность улучшает кровоснабжение мозга и обеспечивает его большим количеством кислорода и питательных веществ, что также способствует когнитивному развитию.

Занятия спортом помогают детям лучше концентрировать внимание и быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Это связано с выработкой в мoзге большего количества нейромедиаторов (биологически активных веществ, передающих сигналы от нервных клеток), таких как дофамин, отвечающий за внимание и координацию движений. Кроме того, спорт развивает исполнительные функции мозга, помогая детям эффективно планировать действия, контролировать импульсы и принимать взвешенные решения.

Какой вид физической нагрузки выбрать?

Физические упражнения, особенно аэробные (например, ходьба, бег, плавание, коньки, гребля, катание на скейтборде, роликовых коньках, танцы, баскетбол, теннис), усиливают приток кислорода и питательных веществ к тканям мозга. Это стимулирует рост нервных клеток и синаптических связей, повышая способность к обучению и концентрации внимания. Также упражнения помогают научиться контролировать тело и эмоции, развивают целеустремленность и уверенность в себе.

Восточные единоборства, такие как тхэквондо, карате или ушу, дополнительно тренируют координацию, скорость реакции, умение предвидеть действия противника. Кроме того, эти занятия воспитывают усидчивость, самодисциплину и стрессоустойчивость. Изучение сложных двигательных навыков и форм развивает моторные области мозга, стимулирует межполушарное и межанализаторное (анализатор - это совокупность рецепторов и нейронов мозга, участвующих в обработке информации) взаимодействие за счет сложной координации движений и концентрации внимания. Также упражнения способствуют лучшей организации ритмической структуры речи (ритмизация – первичная профилактика развития дисграфии).

Координационно сложные упражнения (танцы, спортивная гимнастика), стимулируют развитие ассоциативных зон коры головного мозга. Это ключевой механизм, обеспечивающий связь различных речевых зон между собой. Кроме того, выполнение движений синхронизирует работу полушарий, что важно для нормального речепроизношения, ведь в формировании устной речи участвуют зоны обоих полушарий.

Таким образом, разнообразные физические упражнения и особенно сложнокоординационные виды спорта являются эффективным средством стимуляции, развития и коррекции важнейших функций мозга.
Статьи